Компании: | 27 465 |
Товары и услуги: | 12 199 |
Статьи и публикации: | 693 |
Тендеры и вакансии: | 146 |
Цель написания этой статьи?
Не нужно «поощрять» своим бездействием незаконные действия государственных органов. Если вы уверены в незаконности действий государственного служащего — обращайтесь в суд.
Работник и трудовой инспектор не всегда правы.
И не всегда суд встает на сторону работника и государственной инспекции по труду (ГИТ).
В статье освещено судебное дело по оспариванию предписания трудовой инспекции, выигранное руководителем юридической фирмы "Стратегемы".
Одним из оснований отмены предписания трудовой инспекции является превышение государственным органом компетенции.
1. Компетенция государственной инспекции труда
Что такое компетенция государственного органа? Если кратко компетенция — полномочия, те действия, которые государственный орган имеет право осуществлять.
В силу абзаца 2 статьи 356 ТК РФ орган федеральной инспекции труда наделен полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. Однако на практике нередки случаи превышения должностными лицами государственных органов компетенции.
При проведении проверки государственный инспектор труда Челябинской области, руководствуясь статьей 356 ТК РФ, вынес работодателю предписание о выплате работнику заработной платы. Работодатель подал иск в суд о признании предписания незаконным. По мнению работодателя, инспектор вынес предписание за пределами компетенции.
2. Законные пределы компетенции государственной инспекции труда
Исходя из принципа законности, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, орган государственной власти вправе осуществлять только те полномочия, которые прямо и непосредственно закреплены в законах и иных подзаконных актах.
Согласно же нормам 381, 382 ТК РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником являются индивидуальным трудовым спором. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. То есть ТК РФ прямо и непосредственно предусматривает, что споры о зарплате трудовая инспекция не вправе рассматривать.
Кроме того, пределы компетенции трудовой инспекции урегулированы международной конвенцией, ратифицированной в России. В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
3. Правоприменительная практика районного и областного судов общей юрисдикции
Все эти теоретические «размышления» были опробованы автором данной статьи на практике (я была представителем на судебном процессе при оспаривании обществом предписания трудовой инспекции). Первая инстанция отказала в признании незаконным предписания. Мои доводы, изложенные выше, не получили оценки суда в решении.
Кассационная коллегия отменила решение суда первой инстанции и признала предписание трудовой инспекции незаконным.
И напоследок совет: рекомендую провести в компании кадровый аудит. Этот трудовой спор был выигран в суде, так как кадровые документы компании были оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства.